Свидетели
    4 свидетель обвинения. Протяженность федеральной трассы по району составляет более 200 километров. Трудно представить современного человека без автомобиля. Автомобиль уже давно стал самой необходимой бытовой вещью. Транспортно-дорожный комплекс - один из мощнейших источников загрязнения окружающей среды. Кроме того, транспорт - основной источник шума, а также источник теплового загрязнения. Газы, выделяемые в результате сжигания топлива в двигателях внутреннего сгорания, содержат более 200 наименований вредных веществ, в том числе канцерогены. Нефтепродукты, остатки от стертых шин и тормозных колодок, сыпучие и пыльные грузы, хлориды, которые используют для посыпания дорог зимой, загрязняют придорожные полосы и водные объекты. Вредные вещества при эксплуатации автотранспорта попадают в воздух с выхлопными газами, испарениями из топливных систем, а также во время заправки автомобиля топливом. На выбросы оксидов углерода (углекислый газ и угарный газ) влияет также рельеф дороги, режим и скорость движения автомобиля. Например, если увеличивать скорость авто и резко уменьшать ее во время торможения, то в выхлопных газах количество оксидов углерода увеличивается в 8 раз. Минимальное количество оксидов углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.В почве выбросы накапливается постепенно, в зависимости от количества автотранспорта, проезжающего через трассу, дорогу, магистраль, и сохраняется очень долго даже после ликвидации дорожного полотна. Различные химические элементы, особенно металлы, накопившиеся в почве, усваивают растения и через них по пищевой цепи переходят в организм животных и человека. Часть из них растворяется и выносится грунтовыми водами, затем попадает в реки, водоемы и уже через питьевую воду может попасть в человеческий организм. Из общего количества выбросов 25% остается на самом дорожном полотне, а остальные 75% оседают на прилегающей территории. «За все нужно платить», - плата за автомобиль - наше здоровье и наша жизнь. Это и несчастные случаи, и ДТП, и загрязнение окружающей среды выбросами вредных газов, и транспортный шум. От этого страдают все люди, даже те, кто не имеет собственного автомобиля. И не только людям вредит транспорт - всей природе. Конечно, источником всего этого является не дорога, а автомобиль. Дорога наоборот защищает природу от автомобиля, а обязанность инженера, строителя и водителя в том, чтобы эта защита была как можно эффективнее. Я не призываю вас жить без автомобиля, я только хочу, чтобы мы смогли найти как можно больше возможностей для того, чтобы уменьшить воздействие автомобиля на окружающую среду.
/Презентация "Минусы функционирования федеральной трассы Чита-Хабаровск на территории Магдагачинского района"/
Бегина Дарья, ученица 11 класса, проводила исследовательскую работу по теме «Экологическая оценка среды методом математической обработки асимметрии листьев» под руководством учителя математики Нахаевой Л.Н. в 2010 году.
Собирались листья березы на разных площадках, в том числе и на площадке вблизи федеральной трассы.
В результате проведенных исследований установлено следующее:
 Существует зависимость асимметрии листовых пластинок березы от неблагоприятного воздействия человека на окружающую среду.
 Растения (в т.ч. береза) на территории нашего села и вблизи автотрассы находятся в сильно угнетенном состоянии из-за крайне неблагоприятного воздействия окружающей среды. А, значит, и экологическая обстановка здесь не может считаться благополучной.
Но, чем дальше от села и различных источников загрязнения, тем меньше влияние неблагоприятных факторов окружающей среды испытывают на себе растения.